В науке о сознании существует понятие «когнитивное
искажение» — повторяющиеся ошибки в мышлении, которые есть у всех людей.
Некоторые из этих ошибок совсем не вредны ( а можно даже сказать, что полезны),
но многие приводят к неточным суждениям и к тому, что мы не мыслим рационально.
1. Мы спорим, чтобы победить, а не чтобы добраться до истины
Все знают
приписываемую Сократу фразу о том, что «в споре рождается истина». Но сама идея
спора возникла совсем не для этого: учёные Хьюго Мерсиер и Дэн Спербер выдвинули
теорию (она называется аргументационной теорией рассудка), что в ходе развития
человеческого общества люди научились спорить и рассуждать, чтобы получать
власть друг над другом.
Современные люди тоже зависят от этого: мы продолжаем
спорить, даже когда все факты против нас, — потому что это инструмент
манипуляции. Мерсиер и Спербер считают, что способность рассуждать, задавать
вопросы и предлагать ответы родилась не для того, чтобы найти истину. Мы
научились рассуждать, чтобы убеждать других — и быть внимательнее, когда другие
пытаются убедить нас.
Когда в очередной раз будете гуглить подтверждение своим
словам в споре и ничего не найдёте — задумайтесь, возможно вы просто неправы и
не хотите это признавать. Просто в древние времена проиграть в споре означало
понизить свои шансы на выживание, поэтому наш мозг работает так.
2. Мы не понимаем вероятность
Человеческий мозг с большим
трудом оценивает вероятность в бытовых ситуациях. Классический пример: мы не
боимся садиться в машину, но многие из нас очень боятся самолётов. В то же
время почти все знают, что шанс умереть в автокатастрофе гораздо выше, чем
разбиться на самолёте, но наш мозг не соглашается с этим. Хотя статистически
шанс погибнуть в машине — 1 к 84, а в самолёте — 1 к 5 000, а то и 1 к 20 000.
Это
называется отрицанием вероятности, когнитивная ошибка, которая зачастую
приводит к тому, что мы преувеличиваем риск безобидных вещей и недостаточно
сильно боимся действительно опасных. Кроме того, тут в сознание часто
вмешиваются эмоции: считается, что чем больше эмоций связано с маловероятным
событием, тем более вероятным оно нам кажется.
3. У нас двойные стандарты по
отношению к другим людям
В социальной психологии существует понятие
«фундаментальная ошибка атрибуции». Звучит сложно, но на самом деле оно
означает простую вещь: мы склонны осуждать других, не вникая в обстоятельcтва,
и оправдывать себя.
Ошибки других людей мы объясняем их личными проблемами и
особенностями, а своё поведение и ошибки оправдываем внешними обстоятельствами.
Скажем, ваш коллега сильно опоздал на работу, да ещё и пришёл пьяным — это
ужас, он неконтролируемый алкоголик! А если вы опоздали и пришли пьяным — ну, у
вас тяжёлый период в жизни, и вам нужно было отвлечься.
Эта ошибка иногда
приводит к тому, что мы считаем, что у всех одинаковые обстоятельства, и
поэтому склонны осуждать других. Поэтому, например, существует феномен
фэт-шейминга: люди склонны осуждать полных людей. Тем, у кого никогда не было
проблем с лишним весом, кажется, что обстоятельства одинаковые и люди просто
ленятся вести здоровый образ жизни; они не принимают во внимание воспитание,
метаболизм, количество свободного времени, возможность личного выбора или
другие факторы.
Думать, что у всех одинаковые обстоятельства — безумие, но это
делают все.
4. Мы больше доверяем людям внутри нашей группы
Распространённая
идея в социологии: мы разделяем всех людей на группы и больше всего любим тех,
кто попадает с нами в одну группу, скажем, коллег по работе или друзей или даже
людей с таким же цветом кожи.
Это отчасти связано с гормоном окситоцином,
«молекулой любви». В мозге он помогает нам установить связь с людьми внутри
нашей группы. Но окситоцин, к сожалению, работает и в обратную сторону: всех
людей вне группы мы боимся, относимся к ним с подозрением и даже презираем. Это
называется «ингрупповой фаворитизм» — мы переоцениваем возможности и ценность
нашей группы за счёт людей, которых знаем хуже. Этот социальный феномен
появился ещё в древние времена, когда человечество делилось на племена.
5. Мы рады
следовать за толпой
Как показали знаменитые эксперименты Соломона Аша, у любого
человека есть склонность к конформизму. Аш показывал людям картинку с четырьмя
линиями и спрашивал, какая из них совпадает по длине с основной линией.
Мы все
видим, что это линия С.
Аш подсаживал к людям подставных соседей, которые все
называли неправильную линию А — и треть поддавалась неправильному варианту,
навязанному большинством. Человек склонен поверить во что-то с большой
вероятностью, если в это уже верят другие люди.
Отсюда появляются социальные
нормы и формы поведения, которые распространяются внутри группы. Склонность
соглашаться с большинством — это то, почему нельзя доверять социологическим
опросам, их результаты влияют на то, как мыслят люди, которых потом же и
опрашивают.
6. Мы воспринимаем все цифры и значения в привязке к другим
Это так
называемый «эффект привязки» — любую новую информацию (в первую очередь цифры)
мы сравниваем с уже существующей, и больше всего на нас влияет информация,
которую мы услышали первой.
Скажем, человек приходит наниматься на работу и
обсуждает возможную зарплату с работодателем: тот, кто назовёт первую цифру,
задаст тон всему разговору. В головах обоих собеседников возникнут рамки,
которые будут так или иначе отталкиваться от первой цифры, — любое ответное
предложение в их головах будет сравниваться с ней.
Маркетологи очень любят
использовать эффект привязки: скажем, когда мы приходим в магазин одежды, мы
сравниваем разницу в цене между вещами — но не цену саму по себе. Поэтому некоторые
рестораны включают в меню очень дорогие блюда, чтобы более дешёвые выглядели
рядом с ними привлекательно и разумно.
Ещё, когда нам предлагают три варианта
на выбор, мы обычно выбираем средний — не слишком дешёвый и не слишком дорогой;
именно поэтому в фастфуде обычно есть маленький, средний и большой размер
напитка.
7. Мы видим совпадения и частоту там, где их нет
Знаменитый феномен
Баадера — Майнхоф: иногда мы вдруг замечаем вещи, которые раньше не замечали
(особенно, если они начали иметь к нам какое-то отношение), и ошибочно считаем,
что этих вещей стало больше. Классический пример: человек покупает красную
машину и вдруг начинает всё время видеть на улице красные машины. Или человек
придумывает какую-нибудь важную для себя цифру — и ему вдруг начинает казаться,
что эта цифра появляется везде.
Проблема заключается в том, что большинство
людей просто не понимают, что это ошибка мышления — и верят, что какие-то вещи
действительно происходят с большей частотой, что может сильно сбить их с толку.
Поэтому мы видим совпадения там, где их нет, — наш мозг начинает вылавливать
несуществующие алгоритмы и повторения из окружающей реальности.
8. Наш мозг
считает, что мы в будущем — это другие люди
Как показывают исследования, когда
мы думаем о себе в будущем, в мозге активируются те части, которые ответственны
за то, как мы думаем о других людях. Иными словами, если вас просят представить
себя через 10 лет, ваш мозг представляет себе какого-то непонятного незнакомца.
Это приводит к тому, что называется гиперболическим дисконтированием (да, ещё
одно громоздкое словосочетание): мы с трудом думаем о пользе для себя в будущем
— и хотим получать выгоду как можно скорее, пусть и меньшую.
Скажем, вы скорее
съедите что-нибудь вредное, чтобы получить моментальное удовольствие, вместо
того чтобы задуматься о своём здоровье в будущем. Сознание живёт настоящим
моментом, поэтому мы откладываем всё неприятное на потом.
Этот феномен особенно
волнует врачей (по понятным причинам) и экономистов (мы плохо умеем тратить
деньги разумно и откладывать их на потом).
Одно исследование, связанное с едой,
хорошо иллюстрирует эту ошибку в мышлении: когда люди планируют, что они будут
есть на протяжении недели, 74% выбирают фрукты. А когда выбирают, чего бы им
съесть прямо сейчас, 70% выбирают шоколад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий